Центениалы: наши дети словно с другой планеты. Но только на первый взгляд

Рубрика: 
Дата публикации: 04 апреля 2020 3733 Комментировать

Как часто приходится слышать критику в адрес современных школьников! Невнимательные, не могут сконцентрироваться на одной теме, все время сидят в гаджетах… Но справедливы ли эти обвинения?

Сегодняшние школьники принадлежат к поколению Z (их еще называют центениалами и хоумлендерами). Это люди, рожденные после 2000-ого года. Их жизнь проходит полностью в цифровую эпоху: они не представляют мир без интернета, смартфонов и других гаджетов. И это стало решающим фактором, повлиявшим на их формирование.

Жизнь в двух реальностях

Центениалы проводят со смартфоном в руках свыше 8 часов в день. Они не погружены полностью в виртуальную реальность, как принято считать, они просто не разделяют цифровой и реальный мир, их жизнь перетекает в экран гаджета и обратно. 

Для них размываются и географические границы: благодаря отсутствию ограничений на общение с теми, кто находится далеко, их среду можно назвать мультикультурной. 

Мальчик с планшетом

Возможность постоянно видеть в интернете непохожих на себя людей воспитала максимально толерантное поколение.

Несмотря на все перечисленное, центениалы довольно осторожны в Сети: в отличие от миллениалов (поколение Y), готовых открыто выражать свое мнение, например, в социальных сетях, и сохранять его навечно, представители поколения Z делятся только избранной информацией, да и ту стараются размещать в виде быстро исчезающего контента — вот почему у них так популярны Snapchat и сторис, исчезающие через 24 часа.

Максимум информации за меньшее время

Центениалы не любят, да и не умеют, концентрироваться. Среди детей и подростков распространен синдром дефицита внимания и гиперактивность. Именно поэтому они чтению предпочитают просмотр видео. Представителям поколения Z важно получить как можно больше информации за как можно меньший срок.

Они привыкли мгновенно получать информацию со всего света и потому мыслят глобально. Им нравится исследовать, создавать новое и делать открытия. 

Big Data, «встроенные» в мозг

Современные школьники привыкли к перекрестному изучению предметов. Страницы учебника для них будто пронизаны гиперссылками, как в «Википедии». Они способны быстро анализировать большие объемы информации и находить нужную.

Вспомните, по каким учебникам учились мы. Важные определения всегда давались в начале параграфа и помещались в рамочку. Все, что нам оставалось — просто выучить их. Современная методика построена на уникальной способности центениалов перелопачивать горы информации в поисках нужной, поэтому «рамочку» с нужным определением в учебнике можно найти не всегда и не сразу. Логика подачи материала обратная — сначала пример, затем его анализ, и лишь потом поиск определения. Это родителям зачастую кажется непонятным и неправильным, но позволяет центениалам быть гибкими и легко подстраиваться под быстро меняющиеся условия.

Девочка и много книг

Современные дети зачастую проявляют способности к самообразованию. На помощь им в этом приходят все те же цифровые технологии: видео на Ютубе способно заменить многим репетиторов, а приложения в телефоне — кружки и школы дополнительного образования. Например, один мой знакомый школьник самостоятельно учится играть на синтезаторе, второй, первоклассник, — на укулеле, а третий успешно изучает программирование.

В завершение хочется сказать: центениалы, наши дети, не хуже и не лучше нас, представителей других поколений. Они просто другие. Более приспособленные к постоянно изменяющемуся миру, не нуждающиеся во времени для освоения новых технологий и умеющие вычленять из огромных массивов информации нужную. И, несомненно, будущие именно за ними — непоседливыми, зачастую невнимательными, но такими любопытными, прогрессивными и гибкими.

Татьяна Алашеева
Фото: pixabay.com



Ольга ГригорьеваОльга Григорьева, психолог

Мы все разные. И чтобы находить общий язык с кем-то, в том числе и со своими детьми, нам не обязательно быть похожими. Мы можем быть даже полными противоположностями: родитель — холериком, ребенок — флегматиком, родитель — не знакомым с виртуальной реальностью, а ребенок практически в ней живущим. Но при этом все равно будем слышать друг друга. Но для этого нужно по-настоящему хотеть услышать, хотеть разобраться в том, что интересно для другого. Не ломать себя или своего ребенка, а, исходя из своих ценностей и убеждений, внимательно и уважительно разбираться с ценностями и убеждениями ребенка. На мой взгляд, самый эффективный способ найти общий язык — это диалог. «Расскажи, что ты делаешь в интернете?», «А что это за чат?», «А что это дает?», «Как ты думаешь, а есть там что-то интересное и для меня?», «Да, а мы делали так-то и так-то». Ведь и ребенок может заинтересоваться вашим опытом. Мне, например, действительно интересно, как подростки сейчас «встречаются» по сети. Они могут ни разу не видеть друг друга, но при этом считать, что у них романтические отношения. Я искренне не понимала, как это возможно. И так же искренне спросила у племянницы: «Расскажи, как это?» А потом она спрашивала у меня, как мы знакомились, когда еще не было соцсетей и мессенджеров. Оказалось, что ей тоже интересен мой опыт. И вот в таких диалогах и рождается понимание и доверие между детьми и родителями.



Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему