Радость открытия: первое посещение филармонии

Рубрика: 
Дата публикации: 09 февраля 2014 1643 0

Мой сын очень любит музыку. Еще беременной я слушала классические композиции, грудничком он легко засыпал под Лондонский филармонический оркестр, а примерно к году у него уже были вполне определённые любимые мелодии. В 1,5 года Андрей знал основные музыкальные инструменты: кроме пианино и гитары, называл и узнавал «афу», «бабабам» и «дубу». К двум годам мог выделить звучание инструмента и верно отвечал на вопрос, что сейчас играет.

Конечно, любой маме захотелось бы поддержать интерес ребёнка и показать ему настоящие музыкальные инструменты, дать услышать живой звук.

Именно это побудило меня организовать первые в Самаре встречи в Этноцентре Татьяны Елецкой (при содействии Виталия Слобожанина и Анны Борминской). Малыши и их мамы знакомились с барабанами джембе и другими этническими музыкальными инструментами («барабановстречи», как их потом назвали продолжившие эту традицию руководители клуба «Улитка»).

самарская филармония

Недавно моему сыну исполнилось 4 года, и я решила – пора! Пора ходить на концерты в нашу филармонию. Причем не просто так – раз в год, а по абонементу. Хотелось сделать его настоящим, постоянным слушателем.

Но прежде, чем сделать окончательный выбор абонемента на весь год, я решила посетить с сыном три совершенно разных концерта. (А напоследок пойти еще на один.)

Наш концерт № 1

«Как Кощей на Василисе женился». Абонемент № 18 «Детская страна» (2-й концерт).

Сын немного разочаровался. Он ждал музыкального чуда, а была только сказка с актёрами. Тут доля моей вины: я подготавливала его к музыке. А на сцене стоял один лишь рояль, да и то в качестве аккомпанемента для песен. Надо признать, песни были звонкие, чудесные, заводные. Но мы ожидали музыкально-театрализованного представления, а оказалось, что оно скорее театрализованно-музыкальное.

Спектакль был ярким. В нём сказочные герои предстали в неожиданном свете. Было весело – особенно детям старше шести лет, уже знающим все сказки и способным иронично взглянуть на привычные сюжеты. Поэтому не стоит обращать внимания на маркировку 0+. Она лишь означает, что смотреть спектакль можно абсолютно всем. А вот выдержит ли ваш ребенок целый час – решать вам.

Андрей в филармонии

К примеру, рядом с нами сидели родители с девочкой лет двух. Бедняжка так извелась, что родителям пришлось включить ей мультики на смартфоне с выключенным звуком, лишь бы она досидела. Я наблюдала и думала: «А зачем?» Разве нельзя было просто выйти из зала? Тем более, что сидели мы в удобном для выхода месте. Я специально покупала билеты поближе к выходу, чтобы в случае чего тихо сбежать. Но обошлось. Сынишка скучал, но терпеливо сидел. Даже стыдно было перед ним, таким собранным и героически ожидающим финала, за свободно ходящих по залу и разговаривающих в голос более старших (и более невоспитанных) детей.

Но в целом первое знакомство с филармонией прошло успешно. Сына поразил буфет с пирожными (я и сама радовалась, как ребенок), огромные красивые лестницы и роскошные люстры!

Наш концерт №2

«По моему хотенью!» Абонемент № 4 «Органные забавы» (2-й концерт)

За два дня до концерта я спросила у сына: «Андрюша, поедем в филармонию?» - «Конечно, поедем! Только не на спектакль, а на музыку». Хорошо, покупаю билеты.

В назначенный день подъезжаем. В глазах слезы, в голосе обида. «Мама, ты меня опять в эту филармонию привезла, а мне надо в другую – где музыки много!» Ох ты, малыш мой! Объяснила, что уж сегодня будет точно то, что он ждет. Не ошиблась.

Орган

Это было волшебство! Честно-честно! Формат концерта напоминал творческие музыкальные встречи, которые часто смотрит по «Культуре» вместе с дедушкой мой сын. Только в расчете на детей: органные музыкальные композиции длились не дольше 1-1,5 минут, а связки между ними были игровыми и очень интересными. Людмила Камелина предложила нам игру в фанты: из коробки доставали фант, а зрители и актёры (умная Собачка Соня и Девочка) угадывали, чей он. Фанты принадлежали различным мультипликационным героям, так что на экране одновременно показывали видеоряд.

Между тем оказалось, что Андрей довольно смутно знает, кто такие Русалочка, Дюймовочка и Золушка. М-да, увлеклись мы выращиванием мужчины из мальчика. А ведь и мальчику необходимо представлять себе прекрасные и чистые женские образы. В этом смысле концерт был сыну не только интересен, но и полезен.

Первая часть длилась около 40 минут. Вторая – всего 30. Да и пролетела незаметно. Во всяком случае, для меня.

А всё потому, что вторая часть концерта представляла собой интереснейшую историю о Рождестве, сопровождавшуюся музыкальными композициями Баха и художественными иллюстрациями лучших мастеров живописи на экране.

В фиоармонии

И знаете, я и сама не смогла бы лучше рассказать ребенку, что такое Рождество, кто такой Иисус и почему это такой большой праздник. А здесь был вполне нейтральный с религиозной точки зрения, но при этом такой проникновенный и живой рассказ. Сын слушал и смотрел, затаив дыхание.

Вывод был очевиден: мы продолжим ходить на органную музыку.

Но я решила попробовать концерт из еще одного абонемента. Для успокоения.

Наш концерт № 3

«Гитара в джазе». Абонемент «Азбука джаза» (1-й концерт).

Когда мы пришли, сын очень радовался наличию на сцене рояля, барабанной установки, гитары и контрабаса. А я ожидала чего-то похожего на предыдущий органный концерт: динамичного, яркого, интерактивного, детского. Реальность же оказалась другой.

Вступление Григория Файна было длинным и монологичным (а мы все знаем, что детям необходим диалог), и я видела, что большинство детей его не слушали вообще.

Затем были долгие, пятиминутные джазовые композиции, в паузах между которыми ведущий говорил несколько слов.

Друзья мои, я не имею ничего против самого Григория Файна (сам по себе он неплохой музыкант), но это был взрослый концерт. Мне совершенно непонятно, почему его разместили среди детских абонементов. Можно было бы решить, что это для моего четырехлетки рано, а для более старших – в самый раз. Так ведь мой Андрей как раз слушал очень внимательно, утверждал, что ему понравилось, и потащил меня на вторую часть концерта после антракта, хотя я умоляла его поехать домой (да, мне было скучно).

Андрей в филармонии

А потом как-то внезапно сын начал засыпать. Оно и понятно. Концерт начался в 12, было уже почти 2 часа дня, время нашего дневного сна. Шепчу: «Андрюша, хочешь, выйдем?» А он мне сонно: «Мам, а разве можно во время концерта выходить?». «Лучше выйти, чем спать», – отвечаю.

Вышли, сели в опустевшем буфете, налили чай из термоса. Я, как любая опытная мама, после разведывания обстановки, оптимизирую процесс, насколько это возможно: приноровилась и чай в термосе носить, и кашу в контейнере. А еще нам больше часа ехать домой на такси, поэтому в машине я прошу Андрея заодно поспать.

А тут и другие зрители спускаться стали – оказалось, мы не дотерпели до окончания концерта лишь 10 минут. Похвалила сына. Был горд собой.

Прошел почти месяц, и Андрей попросил съездить еще раз. Выбор был очевиден – органный концерт по абонементу.

Наш концерт №4

«Сыграем сказку?» Абонемент № 4 «Органные забавы» (3-й концерт)

Канвой концерта стала история о незадачливом работнике (Евгений Тарунтаев), протиравшем орган и нечаянно уронившем корону Короля инструментов – органа. С короны рассыпались самоцветы и драгоценные камни, поэтому была вызвана волшебница Ирина (Цыганова), которая помогла подобрать музыкальные композиции-самоцветы и превратить их в настоящие.

Ирина Цыганова – настоящая волшебница не только по роли. Её хорошо поставленный, звучный, чистый голос рассказывал о каждом музыкальном инструменте как о драгоценном камне (металле, самоцвете), акцентируя внимание на самых важных вещах. И звучание инструмента запоминалось гораздо лучше именно благодаря её метафорическим описаниям. Клавесин, например, издает серебристые звуки, труба – золотые, арфа – хрустальные, а звук рояля в описании Ирины – «то мягкий, как маленькие пуховые носочки малыша из самой нежной шерсти, то твердый и резкий, как разящий клинок воина…»

Композиция на каждом музыкальном инструменте звучала сначала соло, а потом в дуэте с органом. И тут я кланяюсь Людмиле Камелиной. Мне не с чем сравнивать. Я не слышала орган в соборе святого Павла в Лондоне, как мой муж, или в Домском соборе в Риге, как наш дедушка. Но звуки органа, когда за ним сидит Людмила, меня восхищают.

Когда выходили после концерта, хотелось шутливо возмутиться: «И почему такие живые, яркие концерты не делают для взрослых!»

Несравненное удовольствие, пойдём еще.

Андрей и Ольга в филармонии

Из неоцененных абонементов остался только Абонемент № 6 «Хождение за три моря», потому что он позиционируется для среднего и старшего возраста.

Но мы обязательно подрастём и наверстаем. Самое главное, что у меня появился теперь друг и соратник для походов на интересные концерты.

 

Ольга Кузнецова


Каждую неделю все интересные статьи с сайты мы красиво оформляем в почтовой рассылке. Подписывайтесь:)

 

Читать на эту тему