Воображение ребенка

Рубрика: 
Дата публикации: 24 июля 2014 4669 Комментировать

Что делать, если ваш ребенок постоянно рассказывает небылицы или рисует картины с непонятными мрачными сюжетами? Не превратится ли он в патологического врунишку? Как помочь ему не потерять связь с реальностью, уйдя в яркий мир своей фантазии? Сегодня мы расскажем о природе, опасностях и силе детского воображения.

Знаете, что общего между любовью, детской игрой и творчеством? Это — обязательный элемент свободы, право выбора, отсутствие принуждения. Именно в этих сферах по-настоящему проявляется наше Я, его самобытность, уникальность. Дети имеют право на фантазию. Свобода творческого замысла, как и свобода вероисповедания — это непременное условие уважения к личному пространству человека.

Мальчик мечтает

Лжец, фантазер или хвастун?

Внутренний мир каждого из нас, независимо от возраста, явление сложное и поддающееся описанию лишь с некоторой степенью достоверности. Когда речь идет о детской фантазии на самом деле могут подразумеваться совершенно разные типы поведения, основанные на различных движущих силах — мотивационных механизмах. Взрослому важно видеть внутренние причины фантазирования и именно на этом понимании строить стратегию своих действий. Попробую предложить читателям возможную классификацию граней детской фантазии.

Определите по описанию, какое поведение больше свойственно вашему ребенку. Задумайтесь, а какова обычно ваша реакция на его действия?

Тип поведения, основанный на воображении

Мотив поведения

Стратегия реакции взрослого

Лжец

Корысть. Ребенок привирает, чтобы получить желаемое или избежать наказания.

Развенчание лжи, нравственное воспитание, корректировка своего поведения и отношений с ребенком ведь ложь часто — симптом недостаточного доверия, страха или скопированная у взрослых     модель поведения.

Шутник

Веселье, смех. Небылицы, нелепицы, не имеющие особого смысла, по веселящие других делают шутника центром внимания.

Можно поддержать эту игру, если она уместна в конкретной ситуации. Попытаться направить фантазию шутника в продуктивное русло — предложить сочинить веселую сказку, частушку или потешку.

       

Очернитель

Месть, конкуренция или агрессивное самоутверждение. Унижение другого через распространение негативных вымыслов, распускание слухов. Действия, направленные на очернение другого человека в глазах окружающих.

Пресекать это поведение как и любую форму унижения человеческого достоинства. Уделить вниманию причинам конфликта, антипатии. Способствовать их преодолению. Не допускать такое поведение со стороны самих взрослых.

Хвастун

Привлечение к себе внимания через рассказ о своих вымышленных заслугах и достижениях.

Не стоит жестко публично клеймить хвастунишку, лучше помочь ему найти в себе настоящие поводы для гордости, поддержать пусть не такие яркие, но реальные успехи.

Фантазер

Интерес, преодоление скуки. Придумывает интересные игры и занятия, необычные события, вызывающие удивление, рассказывает таинственные истории.

Поддерживать и использовать лидерский потенциал и инициативу ребенка. Включать его в разные виды творческой деятельности (рисование, лепка, сочинение, театр).

Художник

Красота образа. Старается придумать, нарисовать красиво и необычно. Испытывает эстетическое удовольствие в процессе творчества.

Создать условия для дальнейшего развития творческих способностей, совершенствования технических навыков творчества.

Фантаст

Осознанного     мотива может не быть. Создает фантастические миры, дополняя ими свою реальность. Образы фантазии позволяют разрядить или выразить накопленное эмоциональное напряжение, переживания.

Попытаться понять, какие чувства ребенка прячет вымысел. Ценить фантазию как форму диалога ребенка с миром. Помочь найти конструктивный вариант поведения в реальной ситуации, предварительно вместе поэкспериментировав с ее придуманной моделью.

 

Мальчик

Как и любая классификация, относящаяся к области психологии, приведенное описание типов достаточно условно. Неправильно относя ребенка к тому или иному типу приклеивать ярлык, например «лжец», ведь характеристика поступка не должна стать оценкой человека. Кроме того один и тот же ребенок может использовать работу своего воображении с разными целями в зависимости от ситуации. Действия ребенка могут быть подчинены сразу нескольким мотивам, что создает смешанные типы поведения.

В поисках ответа на мысленный вопрос «Почему мой ребенок так поступает?» родителю требуется чуткость и внимание не только к поведению, но и к внутреннему миру маленького человека.

Екатерина Кантая, детский психолог

 

Через неделю мы расскажем вам о детских фантазиях, когда ребенок находится на тонкой грани реального и вымышленного


 


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему