Самарский цирк: Сказка странствий

Рубрика: 
Дата публикации: 29 марта 2013 8297 Комментировать

Странствующие цирки, паноптикумы ? что-то очень далекое, больше похожее на сказку. Трудно представить себе: причудливые живые существа и разнообразные необыкновенные предметы, пленные турки и шапито, цирки-балаганы и силачи, которые ловят пули, пусть и резиновые, но кулаком. Все это как-будто из волшебной страны Оз, а не обыкновенное, например, воскресное развлечение жителей нашего города. А наш Самарский цирк, по настоящей цирковой традиции, оказался путешественником.

 

 

 

Часть 1

Появление первых цирков в Самаре было связано с приездом странствующих цирков, паноптикумов, зверинцев. Они располагались сначала на Вшивом базаре (то есть на Хлебной площади), позднее месторасположение их перешло на Алексеевскую площадь (сейчас это площадь Революции), а еще позже они стали занимать пустующие места в центре города, например, место Санина, теперь здесь Государственный банк, место Неклютина (здесь расположен торговый центр «Триумф»), на углу Николаевской и Предтеченской (теперь это угол улицы Некрасовской и улицы Чапаевской). Цирк-шапито размещался летом и в Струковском саду.

 

 

Первый цирк-балаган на углу улиц Предтеченской и Николаевской 1905 год Самара.

Небольшое отступление:

Струковский сад в начале девятнадцатого века на крутом волжском склоне заложил отставной генерал Г. Н. Струков. Сад был самым первым парковым садом в Самаре. Уже с 60-х годов XIX века самарское дворянство стало проводить в нем танцевальные вечера, позже в нем возвели «воксал» с танцевальным залом, буфетом и комнатой для карточных игр, расчистили дорожки, благоустроили лестницу. В 1878 году пленные турки возвели в саду гроты, а в 1886 году здесь появился фонтан, позже оборудованный цветной электроподсветкой. С 1898 года в саду стали проводиться сеансы «Синема». Летом в нем размещался цирк-шапито, по вечерам играл духовой оркестр.

Часть 2

В декабре 1907 года на углу Саратовской и Москательной (теперь это улицы Фрунзе и Л. Толстого) по проекту известного самарского архитектора Платона Васильевича Шаманского был построен и сдан театр-цирк «Олимп». Деньги на масштабный проект «дворца веселья и искусств» дали самарские меценаты, купцы-промышленники, братья Павел и Семен Калинины. Прежде на этом пустыре, не одно десятилетие, заезжие циркачи ставили свои шатры-шапито.

В новом здании, построенном в стиле модерн, был самый большой на то время концертный зал Самары, рассчитанный на 1100 мест, но небогатая публика, для того чтобы посмотреть на заезжих артистов, часто заполняла и проходы, потому действительная вместимость помещения была выше. Партер при необходимости мог убираться, и тогда зал превращался в просторный цирк со своей ареной и неизменно великолепной акустикой. Правда, самарцев интересовали не только технические и эстетические возможности нового театра, но и вполне практические подробности. Именно для них в календаре за 1908 год сообщалось: «Имеется собственный постоянный концертный оркестр… Роскошный буфет… Первоклассная кухня».

Афиша 1916 года: «15 сентября открывается зимний сезон. Репертуар: лубки, пародия, кабаре, канкан». Здесь выступали фокусники, клоуны черные и рыжие.

А 8 ноября 1917 года в самом большом зале Самары случилось особое представление ? Валериан Куйбышев провозгласил в здании «Олимпа» приход советской власти.

Чуть позже театр-цирк «Олимп» был переименован в театр имени Карла Маркса ? так началась другая история в культурной жизни города. В здании театра цирк просуществовал с 1928-1934 годы.

С 1919 года в Самаре работал также и частный цирк братьев Витторио и Бениамино Феррони, специально выстроенное ими здание сгорело в 1926 году.

Театр-цирк «Олимп» (здание Самарской филармонии)

Небольшое отступление:

Здание театра «Олимп» можно назвать шедевром русского провинциального модерна, пусть даже прегруженного различными декоративными элементами: на стенах его были и женские маски, и лошадиные головы, и барельефы с крылатыми пегасами. Здание украшали также две скульптуры на сюжеты греческой мифологии, установленные над арочным карнизом, балконы с ажурными решетками, окна и двери прихотливо изогнутых форм, высокие дымники, фонарь. Перед выступлением, увидев пегасов на стене театра-цирка «Олимп» в 1909 году, Федор Шаляпин капризно воскликнул: «В конюшне петь не буду!», но контракт был подписан, и петь великому баритону все-таки пришлось.

В «Олимпе» на глазах у изумленной публики рвал цепи и гнул рельсы Иван Заикин. Кстати, известный силач был еще и одним из первых российских воздухоплавателей. Как-то раз он предложил любому из самарских силачей, сидевших в зале, одолеть его в вольной борьбе, пообещав победителю сотенную. На «Катеньку» богатыря (так народ ласково называл сторублевую купюру) не соблазнился никто. А вот каким было одно из его выступлений: ...Восторгу публики нет предела! На длинной штанге, лежащей на плечах атлета, висели десять человек. Медленно, затем все ускоряясь, Заикин начинал вращать этот колоссальный груз. На афишах это называлось просто - «Живая карусель». На плечах Заикина (а иногда и на одном плече!) сгибали металлическую двутавровую балку. Он ложился на арену, на грудь ему опускали деревянный помост, по которому проезжал автомобиль с пассажирами. Из толстого полосового железа завязы - рвал «браслеты» и «галстуки», рвал цепи.

Характеристика Заикина из альбома «Борцы»: «Один из русских чемпионов мира. Человек, у которого голова не только для мостов и пируэтов. Страшно силен, очень ловок и очень хитер в борьбе. Летал на аэроплане и поражал всех безумной храбростью. Изобрел «Гришу Кащеева», номер - сгибание рельса и чин для себя «капитан воздуха». В бенефис выходит в бурлацком костюме и под звуки «Дубинушки» несет на плечах огромную пустую бочку (которую в дальнейшем наполняют водой и он продолжает с ней выхаживать по арене). Прошел жизненную дорогу по торному пути, - был дворником и крючником, - а теперь стал помещиком и знаменитостью.»

Заикин Иван Михайлович (на фото изображен слева)

Часть 3

В 1936 году для цирка было построено шапито в Струковском саду, и представления возобновились. Здание Государственного цирка являлось собственностью управления цирков, оно было деревянным, с крышей шапито, которое вешалось на металлическую мачту-ферму. Помещение цирка было рассчитано на 2330 зрителей. Так, спустя тридцать восемь лет, цирк вернулся на то место, откуда и началась его история. С 1953 по 1969 годы на манеже Куйбышевского цирка-шапито выступали Борис Вяткин, Эмиль Кио, Мстислав и Вальтер Запашные. В конце 60-х годов газеты пестрили заголовками о строительстве нового зимнего стационарного цирка и открытии в нем циркового сезона 15 сентября 1969 года. Таким образом, цирк-шапито в Струковском саду заканчивал свою почти 35-летнию работу, навсегда вошедшею в историю нашего цирка.

Небольшое отступление:

Впервые Эмиль КИО отправился на гастроли, когда ему было только лишь полтора месяца. В двухлетнем возрасте его привели в цирк, на представление, и посадили в первом ряду, он с удовольствием смотрел на жонглеров, наездников, клоунов. Особенно он обрадовался, когда на манеже появились мама и папа, но вдруг папа поместил маму в ящик и начал распиливать ее пилой. Тут Эмиль не выдержал и с плачем выбежал на арену. Его первый дебют был неожиданным даже для отца и матери ? играя в прятки со своими сверстниками, маленький Эмиль залез в ящик, стоявший за кулисами, и, пока приятели пытались найти его, заснул. Выпал он из ящика к восторгу зрителей и удивлению своих родителей уже на манеже.

Часть 4

Путешествовать по Самаре цирк закончит только в 1969 году, когда 10 августа будет дано первое торжественное представление в новом стационарном кирпичном здании цирка.

Капитальное здание (на улице Молодогвардейской, 220) было рассчитано на 2185 мест. Цирк был построен по типовому проекту, этот же проект внешнего вида и внутреннего устройства здания использовался еще в 10 городах: в Уфе, Новосибирске, Донецке, Кривом Роге, Перми, Воронеже, Ворошиловграде, Харькове, Брянске, Череповце.

С 1969-1985 годы на манеже цирка выступали Владимир Дуров, Тамара Шатирова, Карандаш (М. Румянцев), Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, ОЛЕГ ПОПОВ, Маргарита Назарова, Тереза Дурова и многие другие.

В 2004 году Самарскому цирку присвоено имя Народного артиста СССР, лауреата высшей цирковой награды «Золотой клоун» в Монте-Карло, знаменитого солнечного клоуна Олега Константиновича Попова.

У Самарского государственного цирка есть группы в ВКонтакте ? знакомьтесь: http://vk.com/club42277127, http://vk.com/club32583746.

Здесь вы можете посмотреть фотографии с выступлений, узнать подробно об акциях и задать вопросы.

В статье использованы материалы из книги Георгия Пильщикова «Цирк. Самара. Сто славных сезонов Самарского цирка»


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему