Игры для детей: Играть, а не учить

Рубрика: 
Дата публикации: 26 апреля 2013 2403 Комментировать

Какой может быть игра с малышом? Особенно если представить себе новые возможности давно знакомых предметов, игрушек, то есть посмотреть на них заново? Машинки могут прыгать, мячи крутиться, кубики скользить – дальше безграничное поле познания игры и все силы и возможности вашего воображения. Взрослым в этот момент – видеть, наблюдать, учиться понимать своего ребенка. А что в эти минуты происходит с малышом? Обо все этом расскажет Тома Богатина (направление «Современная мама» в центре психоанализа и прикладной психологии, создатель проектов «Прогулка» и «Samara-free lance-mam», ведущая курса «Играю с мамой» в семейном клубе «Улитка»).

 

Почему же важно играть с ребенком, а не учить его? Вопрос в том, чего хотят родители. Если их цель научить малыша читать, писать и считать – учение оправданно и это единственно правильный вариант.

В нашем городе давно и основательно пустило корни древо раннего развития детей, и родители уже считают, что ребенку совершенно необходимо посещать развивающие занятия. И дети уже с 1 года как будто играют с цифрами, буквами, фигурами. Как будто потому, что клубы позиционируют процесс не как учение, а как игровые занятия, которые заключаются в том, что учение происходит в игровой форме. Цифры не учат за партой как в школе, а, например, перекладывают в разные чашечки или, может быть, строят из цифр домики, складывают цифры около животных. Вопрос в том, зачем ребенку играть с этими предметами, если в будущем он будет изучать их очень-очень долго в школе? Эти занятия, скорее всего, содержат в себе элементы оценки результатов «игры» ребенка, правоту или неправильность выполнения задания, что для психики маленького малыша непонятно и не очень приятно. И детям не ясно, почему это делает чужой, незнакомый человек, 2 раза в неделю, и куда исчезают в это время мама с папой?

 А что осваивает малыш в игре? Свойства предметов, возможности их применения, обыгрывания, приписывания им интересных качеств, названий.

Он узнает и познает себя в игре, свои предпочтения, свои возможности, силу, настроение, страхи. Узнает и познает в игре взрослого, маму: ее поведение, желания, ее границы. В это время он учится с ней взаимодействовать, а изначально для малыша весь мир – это мама.

И когда с ним играют: живо, спонтанно, сиюминутно, играют-живут, а не учат «играть», ребенок привыкает к тому, что мир ежесекундно меняется, и если хочешь с этим миром дружить – нужно самому его осваивать и приспосабливаться.

Для взрослого это простая и уникальная возможность видеть, наблюдать, понимать своего малыша и учиться гибкости сначала в игровых, а потом и в повседневных взаимоотношениях с ребенком. Игры для детей позволяют учитывать все их индивидуальные возможности – возраст, темп, расположения, предпочтения. Показывая ребенку то, что взрослый живой, меняющийся, разный, мы дарим ему бесценный опыт созерцания пластичности поведения.

Играя, взрослый возрождает в себе творческие способности и передает их ребенку. Вспомните, как вы обычно используете  знакомые вам игрушками в игре с ребенком? Машины – катают, мячи – пинают, из кубиков строят. А если все забыть и попробовать играть с этими предметами по-новому, то есть заново, с нуля? Машины могут прыгать, мячи крутиться, кубики скользить – дальше безграничное поле познания игры.

А если взрослый проникнется этой мыслью и поймает прелесть от совместной игры с малышом, он увидит как возможно в ней передавать, тренировать и транслировать желаемые навыки и поведение детям. Например, если ребенок неловок в движениях, можно устраивать игры в неудобных позах и местах, чтобы он учился собираться. А если малыш все роняет – играть с интересными ему предметами как бы выбивая, забирая, подталкивая его – пусть учится контролировать руки.

Можно посетить мои игровые занятия и увидеть, разобраться, как это происходит: родители играют с детьми, наблюдают за игрой других, берут что-то себе на вооружение. Особенность упражнений в том, что все участники сами по себе уникальны, и потому сюжет получается разным и полезным приобретением для других.

Посмотрите на отдельные пары: они взаимодействуют с одинаковыми объектами, но игры у них совершенно разные, в зависимости от возраста и индивидуальных задач.

На фото мама с дочкой строят шалаш и вселяют туда зверей- осваивают ловкость рук, предпочтения в жителях дома, разговор соседей. Другая пара катает машины по палочкам – они осваивают внимательность, ловкость, изучают свойства палок

 

Мама с дочкой обыгрывают предмет- палку. Играют в бабушку – фантазируют, примеряют, осваивают роли, происходит передача культурного опыта от мамы ребёнку

 

Ребёнок продолжает игру мамы, просовывает палочки в перевёрнутый стул- они изучают разнообразие, различия предметов, выбор нужного для реализации задачи. Осваивают свои желания, волевые качества, любопытство и настойчивость

 

Малыш играет со сделанными мамой фигурами-домиками - он осваивает свои предпочтения, желания и возможность «подселения» соседей, границы собственного пространства

И кроме вышеперечисленного, все малыши получают удовольствие от игры с мамой, от собственной активности и возможности самостоятельно править бал, привносить новые элементы в игру. Смотрите на детей и их игру каждый раз как в первый раз.

Тома Богатина


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему