Педагогика Марии Монтессори — выбираем модель занятий с ребенком с 6 месяцев до 6 лет

Рубрика: 
Дата публикации: 16 ноября 2015 3190 Комментировать

Многие мамы признаются, что им не хватает системности в занятиях с ребенком: им нужен ориентир, наставник и помощник в выборе программы развития ребенка. На помощь может прийти методика Марии Монтессори — итальянского педагога, врача, создавшей систему занятий с детьми, которую в 1988 году ЮНЕСКО включила в список 4 систем образования, определивших способ педагогического мышления в XX веке. О системе Марии Монтессори, области применения ее педагогики и о том, что для этого нужно — читайте в нашем материале.

Мария Монтессори

Что предлагает Мария Монтессори

За основу в занятиях и общении с ребенком предлагается брать самого ребенка, его индивидуальность и ориентироваться на его желания, потребности и способности в выборе материалов занятий. Иначе говоря, ребенок сам выбирает, с чем, как долго и каким образом он хочет заниматься, а родитель или педагог, наблюдая за поведением ребенка, выбирает те материалы, которые и будут окружать малыша во время занятий, являясь подходящими ему по возрасту, способностям, уровню развития и даже по росту и весу! «Помоги мне сделать самому» — вот основной принцип этой методики. Монтессори предлагает не сравнивать, не заставлять ребенка, не критиковать и даже не нахваливать его, а мягко предлагать позаниматься упражнениями с использованием определенных материалов (которые для ребенка выглядят как развлечения), объясняя в начале занятия их суть и помогая лишь в том случае, если ребенку это требуется, если он просит о помощи или если ребенок некорректно использует материал (возможно, ненамеренно или неосознанно), пытаясь испортить его или нанести вред окружающим.

Чему учит Мария Монтессори

Пожалуй, каждая мама стремится научить ребенка тому же, чему учит Мария Монтессори: самостоятельности и самообслуживанию, родному и иностранным языкам, знаниям об окружающем мире, арифметике…  То есть вы, руководствуясь принципами педагогики Монтессори, можете обучать ребенка чему угодно, размещая материалы для обучения тому или иному умению в одну из 5 зон комнаты, на которые Монтессори подразделяла пространство и в своей школе (такие школы, к слову, теперь есть по всему миру):
 практическая жизнь (обучение уборке, готовке, завязыванию шнурков, забиванию гвоздей и т.д.);
сенсорное развитие (всё, что связано с фактурами материалов, формами, запахами, вкусами и другими ощущениями);
математическая зона;
языковая зона;
зона «космоса» (естественные науки: биология, зоология, физика и т.д.).

Естественно, упражнения в той или иной зоне подбираются по возрасту: никто не станет учить оптике 2-годовалого ребенка, а упражнения по зоологии ограничатся, скажем, расстановкой фигурок животных по карточкам с их изображениями.

Зал Монтессори

Как реализуется обучение «в стиле Монтессори»

Существует два основных пространства для занятий по методике Монтессори: ваш дом и школа Монтессори (или детский сад, детский клуб по методике Монтессори). И в том и в другом случае пространство (детская, а может и вся квартира, а в клубах и садах — все пространство) делится на те самые 5 зон, в каждой из которых собраны упражнения (оборудование, игры), подходящие этой зоне по теме (где-то нужно самому просеять крупу или нарезать банан, а где-то построить из деревянных брусочков башню или просто потрогать разные виды ткани). Каждое упражнение, то есть материалы для него, лежат всегда своих местах — открытых стеллажах, на уровне глаз ребенка, на подносах или открытых коробках — и ребенок сам выбирает, в какой зоне и с каким материалом он будет играть. После игры ребенок возвращает материал на место в прежнем виде. Родитель (дома) или педагог (в клубе) наблюдают за игрой со стороны и помогают по просьбе ребенка или если видят затруднение в обращении с материалом. Если ребенок видит материал впервые, ему сначала показывают, как именно нужно делать упражнение, но это не исключает и собственные способы игры ребенком в дальнейшем. Материалы периодически меняются, и если дома вы можете сделать их сами и использовать для занятий любые предметы и игрушки, то в садах и Монтессори-клубах обычно используются в основном материалы, разработанные самой Марией Монтессори (розовая башня, коричневая лестица и т.д.). Все эти материалы можно купить в интернет-магазинах, но цены на многие из них неоправданно высокие, однако сделать такие самим из подручных средств тоже вполне возможно! Ну а фирменными материалами ребенок может пользоваться в Монтессори-клубе.

Методик Марии Монтессори

Отметим, что никто не заставляет вас отказываться от простых игрушек и привычных игр в случае, если вы решаете внедрить педагогику Марии Монтессори в вашу с ребенком жизнь. Вы всегда можете использовать ее ровно на столько процентов, насколько это комфортно вашей семье: играйте в кукол или катайте машинки, и в то же время оборудуйте ребенку «уголок самостоятельности» с тряпочкой и ведерком, с графином и стаканом и т.д., чтобы показать ему, что он может многое делать сам. Проанализируйте ваши обычные игры и распределите их по темам (зонам).

Плюсы методика Монтессори

всестороннее развитие ребенка (развитие речи через сенсорику, развитие мышления и творческих способностей, развитие в сферах общих знаний);
обучение ребенка самостоятельности, аккуратности, сосредоточенности, уверенности в себе;
отсутствие давления и принуждения в обучении (ребенок сам выбирает упражнения);
развитие в игровой форме (в комфортной обстановке, с интересными материалами);
системный подход (пространство и поведение обучающего максимально продуманы и гармоничны);
использование упражнений, с которыми ребенок справится (в соответствии с его возрастом);
доступность материалов обучения (можно сделать все самим — из подручных средств);
готовая система обустройства пространства для игр дома и стиля общения с ребенком.

Продолжение следует…

Елена Томилина


 


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему