Путешествие в Норвегию

Рубрика:
Дата публикации: 02 марта 2012 5577 Комментировать

Рассказ о путешествии по Норвегии с маленьким Ярославом: чистый воздух, величественные ледники и Дорога Троллей.   Прошлым летом наша семья - мама, папа и десятимесячный сын - проехалась по Норвегии и Швеции. Опыт самостоятельных путешествий за границей у нас первый, тем более первым для нас был выезд с ребенком.

Действующие лица
Федор, 27 лет. Инициатор путешествия, водитель, штурман. Большой опыт самостоятельных путешествий по России, СНГ, за границей, кроме Египта, не был, знание английского языка нулевое.
Ольга, 29 лет. Ответственная за сбор вещей, составления экскурсионной программы, запасной водитель, повар. Путешествия по Европе, Азии в составе тур.групп, начальное знание английского (могу читать, понимать и говорить простые предложения)
Ярослав, 10 мес. Регулирует время нахождения в пути, часы сна-бодроствания, определяет выбор кемпингов, развлечений и пр.пр. Опыт путешествий по родной области большой, также в наличии зимнее путешествие на 2000 км, знание английского на уровне родного русского.
Митсубиси Каризма, 2003г. Перевозка пассажиров, груза, площадка для детских игр в непогоду. На момент отправления пробег 130 000 км, установлено газовое оборудование.

Путешествие

День первый (30.05.2011)
Самолет "Самара-Санкт-Петербург". Паром
Самолет улетал в 7.00 утра. Заранее была пройдена регистрации, выбрано место. В аэропорту, несмотря на ранний час, Ярослав не спал, смотрел на людей, новое место. Передвигаемся мы с ребенком без коляски, используя слинги (в основном эрго-рюкзачок, с собой также был май-слинг). Отсутствие коляски дает свободу в передвижении – не страшны лестницы, подъемы, леса, горы и прочее, плюс руки свободные. Рейс мы выбрали не очень удачный, понедельник раннее утро – все летят в столицу, все места заняты, поэтому сидели на одном своем месте. Во время взлета, посадки ребенок сосал грудь, чтобы не закладывало ушки, большую часть дороги проспал. В аэропорту Внуково планировали полтора часа между рейсами провести в комнате матери и ребенка, но не получилось – она находится за зоной для пассажиров, прошедших регистрацию, да еще и в другом терминале. В наличии пеленальная комната, правда, вода в ней отсутствует, хотя провести ее не составило бы проблем из туалета, находящегося через стенку. Также нет крючков для одежды, стула, в общем «очень» удобная, сделана «для людей». Развлекались до посадки просто на креслах. Деть немного по ним поползал, походил, размялся для следующего полета. На этом рейсе народа было меньше, и нам выделили три места. Часть полета мы также проспали. Канючил маленький немного, в целом полет можно считать успешным. Летели UTAir. В аэропорту Пулково нас встретил папа, и мы поехали к парому. Регистрация на паром планировалась начаться в 14 часов, началось только в 16.15.

На пароме оборудована детская комната, хотя таким маленьким, как мы, там можно находиться только с родителями. В ресторане есть детские стульчики, на шведском столе можно найти и еду для ребенка – овощи, яблоки, рис. Так-то ребенок у нас на грудном вскармливании (что просто незаменимо для путешествий), но уже пробует разную пищу, поэтому наличии простых и не вредных продуктов было кстати. Паром, на котором мы плыли, принадлежит российской компании, поэтому весь персонал (в том числе няни, ведущие мастер-классов для детей и пр.) говорят на русском.

День второй (31.05.2011)
Паром. Заселение в отель в Стокгольме
Паром прибывает в Стокгольм в 18.00 по местному времени, поэтому времени на его исследование было предостаточно. Послушали живую музыку, поиграли в детской комнате, попили кофе с видом на море, пообедали, полюбовались на шхеры, на чаек, вдоволь наползались по каюте – и приехали в первый пункт назначения Стокгольм. Путешествие на пароме сынка перенес хорошо. Но поскольку передвигаться на ножках с помощью опоры он только учится, то во время качки ему было тяжело держать равновесия, и как результат падал он чаще, чем обычно. Таможню прошли за 10-15 минут, перед нами было четыре машины. Процедура выглядела так: таможенник сам подходил, брал паспорта, заходил в будку, ставил печати и все – добро пожаловать в Европу. Отъехали от таможенника к воротам с колючей проволокой, а они автоматически перед нами закрылись. Остановись перед ними, стояли думали, что делать, что за проблема с нами, почему не выпускают? Оказалось, надо просто ближе к ним подъехать, они и откроются. Это нам на пальцах показал таможенник, наверное, привык уже, не одни мы так застреваем. Далее наш маршрут лежал в отель. Показали бронь, оплатили, и пошли в номер. При этом практически все из сказанной речи поняли. Это было удивительно, так как знание английского оставляет желать большего. Но начального уровня, оказалось, хватает, чтобы сказать пару фраз и понять ту же пару в ответ. Тем более говорят они достаточно медленно и простыми словами. И в запасе есть волшебная фраза: «Я вас не поняла, повторите, пожалуйста, медленно». Брали 2х-местный номер с душем и туалетом, без окна. В номере огромная кровать, стол, стул, фен, вешалка для сушки белья, терморегулятор на смесители, плазменная панель. Номер очень чистый, уютный. Кроме того у нас еще стояла детская кроватка, которая была заправлена красивым детским постельным бельем, маленькая подушечка, полотенца ребенку. Кроваткой мы практически не пользовались, так как сынка спит с нами, но все равно приятно. У отеля около 5 подземных этажей, мы жили на -2. Единственный недостаток – повышенная влажность в номере, но не сильно. Отсутствие окна, как оказалось – большой плюс. Это резко снижает стоимость номера и очень удобно при северных ночах, когда практически не темнеет. Так в 22.00 часа (в 20.00 по местному) мы старались уложить ребенка спать, чтобы сильно не нарушать домашний режим, а на улице еще солнце во всю светит. Естественно сын говорит: «Какой спать, если нет темноты?». А тут окна нет, свет выключили, значит, ночь, включили – утро.
День третий (01.06.2011)
Метро Стокгольма. Смотровая площадка. Рыцарский остров. Пешеходная улица. Королевский дворец
День начался с дождика. Это был пешеходный день, но пасмурная погода нам не помешала, на утро было запланирован осмотр метро в Стокгольме. Его называют «самый длинной художественной галереей в мире». Мы увидели пещеры, кусочек неба, детские рисунки, лосей в полный рост и на полу, побывали в Антарктиде и на дне ручья. Заранее по сайту http://www.tunnelbana.ru/ были выбраны станции, которые хочется посетить. Очень понравилась станция Hallonbergen, Nackrosen, Solna centrum, Tensta.

После осмотра метро у нас по плану была смотровая площадка Katarinahissen, которая находится около станции метро Slussen. Но вышли мы не из того выхода, в результате площадку пришлось немного поискать. Хотя к тому моменту как мы ее нашли, как раз закончился дождь. Так что мы смогли полюбоваться на старый город и шпили Рыцарского острова. Лифт на обзорную площадку не работает, но на нее можно зайти по лестнице, за это тогда и платить даже не придется. Мы пришли именно со стороны бесплатного входа. Возможно эта обзорная и не самая высокая, но она менее известна, поэтому и народа на ней не много.

Далее маршрут у нас пролегал на Рыцарский остров, посмотрели, погуляли по нему. Он очень маленький, обошли минут за пятнадцать. К этому времени ребетеныш выказал свое желание слезть с ручек и поползать. Эту возможность мы ему предоставили на полянке около Дворянского собрания. Оно очень удобно располагается на середине пути между Рыцарским островом и старым городом. Около часа мы посидели, поползали по лавочке, исследовали травку, кушали маму. Погода к этому моменту стала просто замечательная, солнышко, тепло.

После отдыха на травке направились в сторону пешеходной улицы Drottninggatan, но погулять по ней не получилось. Ребенок начал капризничать, поэтому пошли в сторону отеля, минут двадцать, и мы были дома. Папа и сын остались в номере поспать, мама ушла на выгул по магазинам. Пешеходная улица – улица сувенирных магазинов и кафешек, выбор достаточно стандартен – майки, магниты, открытки, отличительной чертой Шведских сувенирных лавок являются лоси и Мумми Тролли.

В этот день в Стокгольме проходил какой-то праздник у молодежи. Некий симбиоз дня Нептуна (так как большинство было в морских кепках, и обливались водой и пивом), дня ВДВ (так как они купались в фонтанах) и дня водителей грузовиков (так как ехали на больших открытых фурах). Фуры съезжались с разных концов города, под музыку и гудение клаксонов. Под вечер отмечающие были сильно нетрезвы, но вели себя все адекватно, к пешеходам не приставали, громко не орали.

Ближе к вечеру, после того как ребенок выспался, мы пошли к Королевскому дворцу. Народа никого не было, гуляли практически одни. Совершенно случайно забрели в дворик, он просто показался нам красивым, нашли в нем скульптуру «Сидящего мальчика». Мы ее хотели увидеть, но были не уверены, что сможем найти, а она буквальна сама нас нашла.

После Королевского прошлись по улочкам старого города, полюбовались на дома, вечных чаек, памятники.

Красиво, чисто, тихо – в общем, погуляли замечательно, и пошли домой спать.
День четвертый (02.06.2011)
Парк Юнибакен. Парк Скансен. Перегон до кемпинга у ледника
Парк Юнибакен был у нас по плану первым. Вход 120 SEK. На входе располагаются домики персонажей шведских писателей. Мы опознали домик Мумми Тролля, Мулле Мека, Карлсона, Петсона, посидели на коленях у Мамы Му. Были домики еще некоторых героев, но даже после литературной подготовки опознать мы их не смогли. Конечно, ехать сюда надо с детками постарше, ребетня в возрасте 3-6 лет лазила в полном восторге. Взрослые же в часть мест просто не могут попасть, так на второй этаж к Мумми Троллям я уже пролезть не смогла. Осмотрев и облазив этот зал, направляемся на паровозик, который провезет нас по сказкам Линдгрен.

В паровозике нас посадили в кабины, включают аудиогида (есть русский вариант), и мы отправляетесь в сказку. Полетали над ночным Стокгольмом, залезли в крысиную нору, проехались по шведскому лесу, заглянули в комнату к Карлсону. Сделано здорово. Конечно, это направлено больше на детей, но и нам было интересно.

После паровозика опят таки домики, где дети могут играть – сырная лавка, хлев, крыша и прочее. Судя по описанию, это должна быть вилла ВверхТормашками из Пеппи ДлинныйЧулок, но как то опознать ее мы тоже не смогли. Но думаю детям это не так важно, главное, что там очень интересно для них. Перекусив на травке, мы отправились в парк Скансен. От Юнибакена пешком около пяти минут. Парк большой, гулять можно долго. По всей территории стоят домики, мельницы, церкви, свезенные со всей Швеции. Все они сохраняются в том виде, в котором строились. В каждом домике сидят шведки, одетые в национальную одежду, они ткут, вяжут, готовят, общаются с туристами.

А вместе с парком мы покинули и Стокгольм. Путь наш лежал в Норвегию, а именно в кемпинг, который находится в национальном парке Jostedal, где папа планировал покорить ледник Jostedalsbreen. Это был самый большой перегон за поездку – 960 км. Время в пути около 30 часов. Передвигаемся мы примерно так: ребенок спит около 2,5 часов и мы едем, затем часа 1,5-2 его выгуливаем. Если погода хорошая, то находим «елочку с табуреткой» - сидим на лавочке, ползаем по травке, катаемся на ручках, рассматривая окрестности. Если погода дождливая – изучаем машину – ребенка очень занимал руль, переключатели поворотников, управление кондиционера и прочие увлекательные вещи, до которых можно дотянуться с водительского сиденья.

С елочками (местами для отдыха на трассе) что в Швеции, что в Норвегии дела обстоят очень хорошо. На каждой есть туалет, в некоторых даже с горячей водой, туалетная бумага, стол, лавочки, мусорки. На дверях туалета приколоты листочки, на которых написано, когда туалет мыли. Оборудованное место для отдыха не смогли найти только два раза, в этом случае просто расстилали одеялко и отдыхали дикарями. Пока ребенок ползает, мы успевали перекусить, попить чай, пофотографировать окрестности.

Время ползанья увеличивается пропорционально пройденному расстоянию. После отдыха ребенка опять в кресло и следующие два часа сна. Останавливаться во время сна ребенка крайне не желательно, он моментально просыпается, поэтому часть вещей по дороге запечатлеть на фото не получалось, ну что ж будем держать такие картинки в голове.

День пятый (03.06.2011)
Дорога до кемпинга у ледника. Заселение в кемпинг
Дорога до кемпинга проходила у нас через городок Лом и далее по трассе номер 55. Очень красивая дорога. Ее саму можно рассматривать, как одну длинную достопримечательность. Дорога очень сильно петляет между горами, и каждый раз вид, открывающийся за поворотом, еще лучше прежнего, хотя кажется, что это уже невозможно. В какой-то момент происходит подъем в гору, да на такую высоту, что едешь словно в облаках (хотя может это был и туман). Дорога очень узкая, на полторы машины, видимость около пяти метров, а вокруг снега, лыжники, холод. Экстрим. Закралась мысль – куда же мы едем? Одежда теплая есть, но все-таки в такой зиме нам будет не совсем комфортно. Но миновав горный пик, дорога стала спускаться обратно в лето. А мы продолжали ехать, и ехать, и ехать.

Перегон получился очень большим и очень сложным. Но вот, наконец, мы доехали. Встретили очень приветливо. Показали два домика на выбор, душ, кухню. Очень чисто, уютно, санитарная комната и кухня недавно отремонтированы. Есть пеленально-моечная комната для ребенка, в ней горячая вода бесплатно. В самом домике кровать двухэтажная, диван, холодильник, плитка, посуда. Приятный кемпинг, красивое место, душевная хозяйка. Нам он понравился, не пожалели, что так долго до него ехали. Разместившись в домике стали ложится спать. После сложного дня сын заснуть сразу не мог, он немного поколобродил, потом сон его сморил. Мы от него ненадолго отстали.

День шестой (04.06.2011)
Ледник Jostedalsbreen (папа). Отдых в кемпинге (мама и сын)
В пяти минутах от кемпинга находится ледник Jostedalsbreen. Утром папа пошел на его осмотр. Туристам дают кошки, альпенштоки, идет группа в обвязке, так что самому по леднику не походить. Лед не белый, а серый, покрытый скальной крошкой, но в расщелинах он голубой, как и показано на рекламных картинках. Экскурсия идет на английском языке, поэтому папа ничего не понял, но окружающие периодически смеялись, значит гид рассказывал интересно.

Подробно можно про ледник посмотреть на http://www.jostedal.com/. Кроме похода на ледник можно развлечь себя каякингом, рафтингом. Пока папа осматривал ледник, мама и сын отдыхали от марафонского переезда.

Погуляли по кемпингу, зашли в магазин, сготовили еду. За время поездке эта был единственный день с супом. Вообще готовить было лень, особенно утром, пока встанешь, вещи сложишь, уже и ехать пора. А вечером все были очень уставшие. Поэтому питались чаще всего бутербродами, печеньем, кефиром (он прям так и называется kefir – русский вкус). Цены в магазинах большие, но больше всего поразила питьевая вода – 5 литров 250 рублей. Вечером спать легли очень рано, так как на следующий день планировали выезжать в 5 утра. Заранее уточнили у хозяйки, как сдавать домик, сказали: «Просто приводите домик в порядок и уезжаете, ключи оставите в дверях – и no problem».

День седьмой (05.06.2011) Самый насыщенный и лучший день за поездку!
Паром Хеллесулт-Гейрангер. Обзорная площадка Далснибба. Дорога орлов. Водопады. Дорога троллей. Кемпинг у дороги троллей.

Выехали примерно в 5.30, так как хотелось успеть на первый паром, выходящий из Хеллесулта. Светило солнышко, но дул очень сильный холодный ветер. Наружу выбегали только что-нибудь сфотографировать и назад, греться.

Основная достопримечательность – это водопады «Семь сестер» и «Жених». Нам повезло, мы были в сезон, когда водопады полноводные, но и то на первый взгляд сестер насчитали только четыре, трех пришлось поискать. Очень красивое место, но вид сверху на фьорд лучше.

Выгрузившись с парома, направились на Далсниббу. На самой Далсниббе дул жуткий ветер, холодрыга. Пробыли там пять минут. Возможно, при более теплой погоде обзорка произвела бы большее впечатление. Есть бесплатный бинокль, можно любоваться через него на фьорд. Спускаясь вниз, остановились около водопада, с этого места вид на Гейрангер нам понравился даже больше, чем свысока, может потому, что тут было тепло. Далее направились по дороге орлов. На ней также оборудована обзорная площадка, с нее вид очень приятный. Солнце, воздух и вода – замечательны в Норвегии всегда! В одном городке, который мы проезжали по дороге, нас встречали с оркестром, причем не с одним, а сразу с десятком. Правда, потом выяснилось, что все-таки не нас. Здесь проходил местный слет детских скаутовских оркестров. Но все равно приятно, едешь на машине, а впереди тебя идут, играют, палочками машут.

Полюбовавшись на музыкантов, продолжили путь дальше – нас ждала визитная карточка Норвегии – дорога троллей. Путь к ней проходил по живописному маршруту, постоянно останавливались, смотрели на водопады. Понравилось одно место, где очень органично сочеталась красота природная и красота техногенная. Над водопадом сделана железная конструкция, похожая на подвесные мосты, рекомендуем не проезжать мимо.

Но вот мы добрались до Дороги Троллей. Причем сначала проехали мимо смотровой площадки, увидели ее уже, когда начали спускаться. Но увидев, поняли – надо вернуться. Папа, выполнив чудеса пилотажа, смог развернуть машину на этой узкой трассе. Пошли любоваться. Смотровая площадка – это железная конструкция со стеклянными стенками, висящая над пропастью. Заворашивающе-пугающий вид.

Стоять с ребенком на руках было боязно, мало ли дернется, поэтому мы с ним сидели и глядели через стекло в пропасть. Картинка впечатлила даже его, по крайней мере, минут пять он неподвижно смотрел вниз.

На смотровой нас опять встретил духовой оркестр, поэтому любовались мы видом под музыку. А когда шли обратно, барабанщик на ходу исполнил соло специально для Ярослава. Мелкий ехал у папы на руках и улыбался музыканту. Спустившись с дороги, мы оказались в нашем кемпинге (http://www.trollcamp.no/). Это самое лучшее место, в котором мы останавливались в путешествии. Домик с волосатой крышей, большая гостиная-столовая, ванная, туалет. Стоит 790 NOK, WiFi есть, но работает плохо. День был просто замечательный. Очень красивая природа, удачно спланированный день, много успели посмотреть, при этом сильно не устав, замечательный дом, живая музыка.

День восьмой (06.06.2011)
Алесунд. Отель под Алесундом
Утро нас встретило дождиком, и, судя по небу, дождик обещал идти весь день. Так и получилось. Дождь то чуть-чуть накрапывал, то лил, как из ведра. Когда приехали в Алесунд дождик часа на два почти прекратился, этого времени нам как раз хватило, чтобы осмотреть город. Городок маленький, все дома новые, и все разные. У одного красивая лепка, у другого балкончик, у этого рисунок на стене. Стоит он на нескольких островах, соединяются мостиками, в каналах стоят яхты, на берегу кафешки с видом на воду. Но красота несколько снизилась из-за плохой погоды. Как бы не было вокруг интересно, но ненастье и лужи навевают не особо радостные мысли. Поэтому погуляли по Алесунду мы не очень долго, и направились в наш отель.

День девятый (07.08.2011)
Атлантическая дорога. Кемпинг под Тронхеймом
Утром дождь так и не перестал идти. Подумалось, может ну ее эту дорогу атлантическую? Но решили ехать по плану. Как оказалось зря. В ненастье дорога не производит особо впечатления. Доехали до нее, выбежали, сделали пару кадров и уехали.

Приехали в кемпинг. Домик нам понравился, большая столовая-кухня, веранда, правда, очень узкие кровати. Нам с ребенком было мало места. Большая территория кемпинга, детская площадка с хорошими качелями, на них мы и сами с удовольствием покатались. Есть пристань с видом на фьорд, при нас с него ловили рыбу.

День десятый (08.06.2011)
Тронхейм
Утро встретило нас солнечной погодой. По плану весь день посвящен осмотру Тронхейма. Доехали до него минут за 15. По набережной с видом на дома, стоящих на сваях, дошли до королевской резиденции «Стифсгарден». Особо она нас не впечатлила. Небольшое двухэтажное деревянное здание, красивый только вход с коваными перилами. И направились через главную площадь к собору Нидарос. Красивое и величественное здание, очень похоже на собор Нотер-дам-Де-Париж. В сам собор мы не заходили. Далее посмотрели на символ города - старинный подъемный мост. Мост то может и старинный, но работающий в полную силу, по нему и машину ездят.

Гуляя по Тронхейму увидели в одном из двориков, как дети играют – ходят на ходулях, что-то запускают в воздух. Поскольку никаких запретов на вход не было, мы в него и зашли. Начали рассмотреть экспонаты. Линза, увеличивающая человека. Оборудование, показывающее скорость звука. Самостоятельный подъем себя на высоту через блоки. И самое интересное, что очень папе понравилось, запуск ракеты. В пластиковую бутылку заливают воду, с помощью велотренажера создают в ней давление, в какой-то момент она взлетает в воздух. Но тут мы поняли, что это не просто дворик, а задний двор музея наук, а мы находимся здесь не совсем законно. Поняв это, поспешили уйти. Вообще в этот музей хотелось бы зайти, но Ярик не дал бы нам все рассмотреть внимательно. Он не любит просто сидеть в слинге, предпочитает, чтобы мама или папа двигались. Но если у вас детки повзрослее, думаем им было бы там интересно.

Далее мы разделились. Папа с сыном пошли гулять по дворикам, а мама по магазинам. Ничего особо интересного в магазинах не было. Погуляв по Тронхейму, направились в его ботанический сад. Это самый северный ботанический сад, причем вход у него бесплатный, работает он круглосуточно, да и от центра ехать минут пять. Приятное место, можно посидеть на травке, попить чая. Но осмотреть его в полном объеме у нас не получилось, начался дождь. Хотя он и был слепым, но сильным, поэтому мы собрались домой. По дороге в кемпинг заехали в магазин, по плану хотели купить шампанского, чтобы отметить день рождения мамы, но не нашли. В продуктовых супермаркетах продается только пиво, более крепкий алкоголь только в специальных магазинах. Приехав в кемпинг, решили исследовать территорию, тем более дождик прошел, и даже уже все высохло. Прогулялись до пристани, полюбовались на фьорд.

И направились на детскую площадку. Ярослав впервые покатался на качелях. Вообще интересные аттракционы – у нас как-то более скучные, а тут и мы с удовольствием сами на них развлекались.

Сына уложили спать, а сами начали отмечать день рождение. За не имением шампанского, сделали это с джином, купленным еще в дьюти фри на пароме, и клубникой.   День одиннадцатый-двенадцатый 09-10.06.2011. По дороге в Стокгольм. В этот раз границу между Норвегией и Швецией проезжали по более оживленной трассе, поэтому смену стран смогли отследить. Около границы с обеих сторон стоят скульптуры – тролли у норвежцев, солдат у шведов. Ну и на норвежской границе домики все волосатые, а у шведов уже нет. Кроме этих знаков, граница никак не отмечена. Ехали мы долго, поскольку ночи светлые спать не хотелось. Около трех ночи решили найти место, где отдохнуть. Но найти место в такой поздний час оказалось невозможно, все закрыто. Поэтому решили поспать в машине.

День тринадцатый (11.06.2011)
Утренний городок. Дорога в Стокгольм. Прогулка по Стокгольму. Посадка на паром
Проснувшись и размявшись, решили прогуляться по городку, в который нас занесла дорога. Приятный городок. Гуляли мы по нему рано утром, поэтому ни одного местного жителя не увидели, зато увидели местных уток. Полюбовались на красивый замок, яхты, воду. Название его, правда, осталось для нас тайной.

До Стокгольма доехали быстро, часа за два. Нашли парковку бесплатную до девяти утра. Папа и сын отправились гулять по дворикам, а мама осталась спать в машине. Выспавшись и нагулявшись, приехали в магазин. Наученные первой поездкой на пароме решили взять еды в морское путешествие побольше, все равно никто не проверяет. До оправления времени было еще много, пошли гулять по Стокгольму. В этот раз гуляли не по туристическим местам, а просто по улочкам, дворикам. Посмотрели на жизнь шведов. В одном из двориков нашли детскую площадку, с качелями для совсем маленьких деток. На них можно катать даже не умеющих твердо сидеть. Возник вопрос, почему у нас нет таких?

День четырнадцатый (12.06.2011)
Таллинн

Посещение Таллинна оказалось для нас приятным сюрпризом, сделанным паромной компанией. Когда заказывали билеты, удивились, почему паром в одну сторону плывет сутки, а обратно полтора? То, что он делает остановку в Таллинне увидели буквально за день до начала путешествия, хотя это информация даже в билете напечатана. Готовиться к прогулке, выбирать места для посещения было уже лень, и решили взять экскурсию на пароме, стоит она 17 евро с человека. Но при посадке на паром нашли карту Таллинна, прочитали, что от причала до центра города 15 минут пешком, и решили погулять по нему самостоятельно. Нисколько не пожалели. Время на осмотр было около четырех часов, вполне достаточно, что полюбоваться на старый город, посидеть в парке и даже попить пиво. При выходе с парома проходили паспортный контроль. Несмотря на большое количество работающих окошек, очередь скопилась большая. Но эстонцы сделали приятный ход – через окошко для граждан EES, где понятно никого не было, стали пропускать семьи с детьми, поэтому вышли мы в город очень быстро. Дошли до крепости и погрузились в сказку. Стало понятно, почему множество советских сказочных фильмов снимали именно здесь. Кривые узкие улочки, кованые флигели, брусчатая дорожка, старые здания – выглядит это все симпатично. Гуляли по принципу – дошли до поворота, а там решим, куда идти красивей. Погода была замечательная, прогулка чудная.

Увидели улицу – выложенную плитами, где написана история Эстонии. Обратили внимание на камень – 1940 -1991 – Estonia under occupation. Интересно, что говорят гиды, когда проходят эту табличку с русскими группами? Заглянули в какой-то дворик, нашли керамическую мастерскую с прикольными изделиями. Понравился способ оформления вывески – сломанные вещи вмуровали в стену, как результат они привлекают внимание и зазывают посетителей внутрь. В этой лавочки впервые столкнулись с проблемой отсутствия наличных. Нам приглянулся заяц, а карточки у них не принимались. Пришлось снять деньги с банкомата. Покупку зайца решили отметить, выпив по кружечки пива. Пошло оно как то очень хорошо – то ли солнышко и жаркая погода сыграли свое дело, то ли наше хорошее настроение, то ли все вместе. Ну а после пива гулять стало еще вдвойне приятно. На центральной площади купили жареный и очень вкусный миндаль, посмотрели на интерьер таверны Olde Hansa, решили заглянуть в нее на обратном пути. Далее проследовали до парка – где детеныш смог размять ножки, поползать по травке. Совершенно неожиданно набрели на обзорную площадку, с которой очень красиво смотрятся таллиннские флюгеры.

Погуляли, покружили еще по улочкам и пошли в таверну. Красиво и продуманно сделано место. Официанты одеты в старинную одежду, еда готовится по старинным рецептам, освещение только свечное, музыка, на слух именно так играли менестрели, в лавке можно купить вещи, естественно выполненные под старину. Но больше всего нам понравился туалет – с дыркой, рукомойником - типа подвешенный чайник. Посидели, попили пива, настоянного на травах и на меду. Вспомнили, что сыну ровно десять месяцев исполнилось, свеча оказалась кстати.

После таверны настало время возвращаться на паром, и прощаться с Европой, т.е. закрывать шенгенскую визу. Прошли контроль, поплавали с ребенком в бассейне на пароме и пошли всей семьей в ресторан отмечать окончание путешествия.

День пятнадцатый-шестнадцатый-семнадцатый (13-14-15.06.2011)
Дорога домой
Пройдя питерскую таможню сразу двинулись в сторону Москвы. Изначально был вариант, что осмотрим и Питер, так как его папа не видел, но делать этого не стали. Погода дождливая, да и впечатлений уже предостаточно. Вылететь на самолете из Питера у мамы с сыном также не получилось, слишком уж дорогие билеты остались, когда мы начали их смотреть. Поэтому поехали все вместе. Решили до Самары ехать на машине, но под Москвой попали в сильнейший ливень и огромные пробки, которые не проходили на трассе даже в четыре утра. Устали очень и решили оперативно поменять планы. Заехали в аэропорт Шереметьево, он был как раз по пути. Купили билет до Самары, и мама с сыном улетели домой. Путешествие у мамы и сына продолжалось шестнадцать дней, проехали около 4000 км. Папа приехал в Самару на семнадцатый день, он отмахал 6800 км.