Уроки лидерства для детей. ПроАктивность

Рубрика: 
Дата публикации: 26 февраля 2014 5166 Комментировать

Открытые вопросы помогут вашему ребенку стать более самостоятельными, а конструктивная обратная связь научит анализировать и находить решения.

ПроАктивность

В прошлой статье мы уже познакомились с 7 навыками высокоэффективных людей, сформулированных Стивеном Кови в одноименном бестселлере:

  1. Будьте проактивными
  2. Начиная, представляйте конечную цель
  3. Сначала делайте то, что необходимо сделать сначала
  4. Думайте в духе «Выиграл-Выиграл»
  5. Стремитесь понять, а потом быть понятыми
  6. Достигайте синергии
  7. Затачивайте пилу

Стивен Кови в своей книге разделил активность на два вида: «реактивность» и «проактивность». Чтобы понять чем они отличаются, представим ситуацию: вы стоите на автобусной остановке дождливой осенью. Проезжающий мимо лихач обдает грязными брызгами. Если в ответ на это Вы злитесь на непутевого водителя («Неужели не видел, что здесь люди стоят!?»), на плохую погоду («Опять эта грязь…») и на городскую администрацию («Пусть уже что-то сделают, чтобы жилось легче»), то ваше поведение реактивно. Пассивная реакция на внешние условия (помните, про гордую птицу, которую пока не пнешь…) - тоже про реактивность.

Как в этой ситуации себя повел бы проактивный человек? Как минимум – избежал бы опасной близости к огромной луже. А если и попал под грязные брызги, то только по своему недосмотру.

Прислушайтесь к тому, как человек говорит. Если в его речи много оправданий себя и обвинений других: «я не могу/не знаю…», «мне придется…», «это они должны были это сделать…» - перед вами пример реактивного отношения. Проактивные люди часто используют фразы «я могу…», «я решил…», «давай придумаем, как мы сможем….» и т.д.

Представьте, как будут отличаться жизненные сценарии ребенка, которого с детства учили проактивности и того, кто во всех своих бедах винит других? В первом случае ребенок верит в то, что все вокруг – результат его действия (или бездействия). Каждый день он учится быть инициативным, использовать обстоятельства в своих интересах. Во втором случае ребенок на многое смотрит с позиции жертвы – «от меня ничего не зависит». Существует так называемая теория самореализующихся предсказаний. Психологический феномен, суть которого в том, что человек, убежденный в какой-либо информации, начинает непроизвольно вести себя так, что результаты его действий только способствуют подтверждению его убеждений. Другими словами – во что верим, то и получаем.

Хотите развивать в ребенке проактивность? Начинайте с себя.

Отслеживайте свою проактивность

Мама и мальчик

Задайте себе вопрос «Всегда ли я сама/сам выбираю, как реагировать на обращение со мной других людей? Как часто я виню в своих сложностях окружающих или обстоятельствах или оправдываюсь?» Следите за тем, какие фразы Вы используете в повседневной речи.

Создавайте среду

Канцтовары

Познакомьте ребенка с 7 навыками. Расскажите ему, что они означают, для чего нужны, попросите рассказать своими словами. Сделайте вместе с ребенком фотоколлаж или постер, который будет их иллюстрировать. В результате Вы получите замечательное визуальное напоминание о 7 навыках.

Ищите примеры

Мальчик-герой

Обращайте внимание ребенка на примеры проактивности: книги, фильмы, ситуации вокруг – прекрасный дидактический материал. Помните, как в сказке «Кот, лиса и петушок» петушок понадеялся на то, что кот в очередной раз услышит его и спасет от лисы? Наши сказки просто кладезь для изучения проактивности. Можно обсудить историю с точки зрения лидерства после прочтения книги. Другой вариант – остановиться в какой-то момент и спросить ребенка о том, как он бы поступил в аналогичной ситуации и почему.

Полюбите открытые вопросы

Учительница и девочка

В общении мы часто используем закрытые вопросы (они требуют односложного ответа «да» или «нет») или даем четкие указания. Это сужает пространство для развития навыка проактивности. Открытые вопросы используют замечательные слова: почему, кто, как, что, где, когда. Они предполагают развитие темы и развернутые ответы.

Представьте ситуацию сбора на прогулку. Вот несколько возможных вариантов:

  • Взрослый собирает все необходимое ребенку сам (стандартный набор, зачем спрашивать)
  • Дает четкое указание: «Возьми с собой лопатку и ведерко»
  • Задает закрытый вопрос: «Ты взял с собой лопатку и ведерко?»
  • Задает открытый вопрос: «Что ты хочешь взять с собой на прогулку?/Что тебе может понадобится?»

Чем чаще Вы спрашиваете, тем больше ребенок задумывается о своих собственных интересах, изучает ситуацию, продумывает возможные сценарии развития событий.

Научитесь давать эффективную обратную связь

Мери Поппинс

Проактивность – это умение нести ответственность за свои действия. В жизни ребенка часто возникают ситуации, когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось. Признать такие моменты – результатом своих действий сложно не только ребенку, но и многим взрослым. В таких случаях очень важно дать ребенку конструктивную обратную связь:

  • Сначала выслушайте описание ситуации (что случилось?).
  • Спросите у ребенка     что ему удалось/что получилось в этой ситуации.
  • Поинтересуйтесь, что не удалось/что не получилось.
  • Узнайте, что он хотел бы изменить и как будет поступать в подобных ситуациях в будущем.

Только после этого, можно поделиться своим мнением по той же схеме:

  • Описание ситуации (факт)
  • «Мне кажется, что у тебя здорово получилось…»
  • «Жаль, что не хватило времени на …»
  • «Наверняка в следующий раз ты….»    

Главное – понять для себя, зачем вы даете обратную связь.

Наталья Тилли


Подписывайтесь на нашу рассылку:)


 


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему