Айки, до, айкидо

Рубрика: 
Дата публикации: 14 января 2012 6236 Комментировать

Чем отличается айкидо от других школ единоборств? Нужно ли быть японцем, чтобы стать айкидокой? Что такое кю и даны?  Есть ли какие-то противопоказания для занятий айкидо? На все вопросы Бебинки отвечает Ольга Сергеевна Воронцова, руководитель Школы Айкидо «Тэн-Чи», педагог дополнительного образования (МОУ ДОД ЦДТ «Металлург», П/к "Космос", СВФА)  

Когда случается видеть интервью с мастерами восточных единоборств (особенно немолодыми), у всех них замечаешь какую-то неуловимую ухмылку, хитрый блеск в глазах. Неясно, всерьез они говорят или нет. Что это – нежелание всерьез говорить с непосвященными людьми?

Странно, что такой вопрос вы задаёте мне. Полагаете, что молодой сенсей раскроет секреты пожилых? Увы, увы… Если серьёзно, то, по мне, любой пожилой человек, состоявшийся и понявший много больше, чем я, может смотреть на меня с улыбкой. На все мои потуги быть объективной, понимающей или какой иной. И я, даже злясь внутри, буду понимать, что это улыбка человека, знающего то, что ждёт меня много дальше, чем я вижу сейчас. Как смотрит взрослый на геройство мелкого пацанёнка, зная, что дома его ждёт разговор с родителями. Вообще же, мне кажется очень тревожным признаком современности, что мы, молодёжь, часто неверно воспринимаем пожилых людей, сумевших не просто выжить в своё неспокойное время, но и построить дом, воспитать детей, поставить работоспособное дело. В них пытаются искать негативное отношение. Мне кажется – это попытки пенять на зеркало. И весьма жаль пожилых людей, которым приходится объясняться и объяснять, как оно «на самом деле». А боевые искусства тут ни при чём. Совсем ни при чём.  

Откуда произошло слово «Айкидо» и что значит «Тэн-чи»?

Слово «айкидо» было введено в лексикон основателем боевого искусства Морихеем Уэсиба. «Айки» означает согласование энергий, сил, а «до» - дорога постижения. На том историческом этапе в Японии уже столетия существовали боевые искусства, носящие в своём названии обозначение «дзютцу», что приблизительно переводиться как «метод, способ», и айкидо было одним из первых, кто отринул это самоназвание и перешёл на новый вариант – «До». Связано это было с тем, что возникающие в тот период боевые искусства, и айкидо среди них, несли иные цели, по сравнению с исторически сложившимися системами дзютцу. Айки-дзютцу, дзю-дзютцу – это высокотехнические школы, стремящиеся обучить воспитанников в первую очередь методам подавления живой силы противника. Айки-до, дзю-до, каратэ-до – боевые системы, направленные на то, чтобы воспитать дух, психологическую сопротивляемость и только потом – передать воспитанникам смертоносную технику. На первое место в «До» выходит не техническое умение, а психологический настрой человека. «Тэн-Чи» – это просто. Земля и Небо. Человек находится во внутреннем равновесии, располагаясь между ними. К чему бы ни устремились его помыслы – равновесие нарушается. В состоянии «золотой середины» человек способен не просто объективно видеть небо и землю, тьму и свет, но и осознанно принимать решения для восстановления равновесия в окружающем мире. Для школы «Тэн-Чи» характерно обучение воспитанников именно в этом ключе – поиске «золотой середины».  

Почти всегда спутником слова «айкидо» является слово «философия». Действительно есть какая-то оформленная в тезисах концепция или это просто клише, способ сказать, что айкидо - нечто большее, чем драка?

Айкидо, однозначно, нечто большее, чем драка, но, Вы правы, в большинстве случаев, как мне кажется, сейчас это действительно больше клише. Любое дело, становясь массовым и востребованным, переходя на рельсы получения прибыли, превращается в набор рекламных слоганов и механистического обучения. Но для тех, кто изучает или преподаёт айкидо углубленно, философская база этого боевого искусства довольно быстро оформляется в концепцию. Её постулаты парадоксальны и познаются через призму индивидуальности, и именно это подчас становится преградой для возможности передачи не только технических, но и философских знаний айкидо. Однозначно можно сказать, что философская концепция в айкидо есть, она отличает этот боевой путь от других боевых систем. И, хотелось бы отметить, что не наличие философии делает айкидо исключительным – свои нравственно-религиозные мировоззрения есть во всех боевых системах, где больше, где меньше – а именно исключительность самой философии ставит айкидо несколько особняком, а подчас и в привилегированное положение.  

Перечень названий восточных единоборств достаточно большой. При этом у человека ограниченное количество суставов и конечностей. У далекого от этой темы человека складывается впечатление, что различные виды единоборств не могут не повторять друг друга, наверняка есть одинаковые элементы. Есть какое-то принципиальное отличие айкидо от других школ?

Конечно, технические решения у многих боевых искусств совпадают! Вы правильно заметили, что в человеке не так много зон воздействия и за тысячелетия человек опробовал всё и отсеял самое рациональное. Но и, видя работу мастеров разных боевых систем, заметить разницу можно. Боевые искусства отличают основные постулаты техники, которые вкладываются в движение, кодируются в действия бойцов. В айкидо это – умение не идти против силы, использование мягких методов, там, где это возможно, и жестоких – там, где это необходимо.  

Когда дети и подростки занимаются айкидо, самбо, боксом или чем-то подобным, часто возникает такой вопрос: не станут ли они видеть в любой ситуации конфликтную, не будут ли рассматривать мир как очень неуютное место, полное угроз, где нужно всегда быть готовым к нападению? И будучи носителем такой психологической установки, не будут ли они действительно жить в очень неприятном мире?

Это мнение основано на общеизвестном заблуждении, что единоборства полностью меняют людей. Давайте попробуем нарисовать портрет человека, который идёт заниматься в боевые искусства. И мы сразу увидим, что обычных вариантов два: молодой человек, которого часто обижают и он не может дать сдачи и… молодой человек, который сам часто обижает, но его не устраивает, что ему дают сдачи. То есть, говоря о том, что подростки-единоборцы видят конфликт в любой ситуации, нужно помнить, что довольно приличная часть занимающихся – это те, кто сам по себе только так и рассматривает окружающий мир – через призму постоянных конфликтов. И это прекрасно понимают их наставники. Поэтому в большую часть восточных единоборств внесены релаксация, медитация, жёсткие требования работы с напарником, подразумевается воспитательная работа. Тренеры делают всё, чтобы снять излишнюю агрессивность, оставив только соревновательный аспект. В части случаев это удаётся, в части – нет. Восприятие мира как конфликта характерно для первых лет занятий единоборствами, в которых техника у новичка уже есть, а вот психология и философия запаздывают. Как правило, это свойственно для соревновательных единоборств, где тренер настраивает на победу любой ценой, давая технику, но не тратя времени на другие аспекты боевого искусства. В этих системах у ученика в конфликтной ситуации срабатывает уже наработанная практика работы тела, но не функционируют те навыки самоконтроля и интерпретации событий, которые даёт высший слой единоборств – психология и философия. Но внедрение этих слоёв на последующих этапах подчас снимает агрессивность. В айкидо же основой является именно гармоничность подачи и техники и сопутствующих аспектов – психологии, философии, методов самоконтроля и интерпретации событий, поэтому очень часто айкидо решает проблему излишней агрессивности подростков.    

Несколько раз приходилось слышать от экспертов, что восточные традиции, вывезенные на запад, вырванные из естественного контекста, превращаются в профанацию, чисто декоративное явление. Что нельзя быть специалистом по айкидо или икебане, проживая в современном европейском городе. Что можете возразить на это?

Да я, пожалуй, не буду возражать. Это вполне отражает и моё мнение. Другое дело, что профанацией я считаю не сами знания, пришедшие к нам с Востока (или любой другой части мира), но попытку свести их к изучению именно традиций, культурных основ, моральных принципов чужеродных человеку иной нации. Максимально завязать на этом технику или тактику. Это становится уже не изучением того же айкидо или икебаны, а попыткой выучить путь японца, стать «кандидатом в японцы», а не мастером по самому вопросу. Стать иностранцу мастером по японскому Будо, именно как японцу, на мой взгляд – либо невозможно, либо не самая достойная цель для человека. Огромный пласт традиций, культурных и моральных ценностей у Востока велик, не менее, чем у кого-то другого народа. И во многом те же искусства Японии – это побег от той будничности, что окружала их. Подчас японцы ищут возможности через боевые искусства преодолеть собственную зажатость, неумение контактировать с чужими людьми. А это то, что легко, допустим, русскому человеку. Зачем же сперва надевать корсет традиций, чтобы потом его срывать на тренировках? Прелесть айкидо, на мой взгляд, в том, что изначально основатель разрабатывал систему, которая должна была работать для людей любых наций, любых народов, поэтому в ней собраны в философии предельные смыслы, равно уважаемые всеми расами: любовь к миру, бережливость к жизни, умение прощать, умение защищать.    

Есть какие-то отличия французского айкидо от российского, самарского от питерского?

Да, есть. Менталитет накладывает свой отпечаток на исполнение и использование принципов айкидо. Скажу больше – есть отличия исполнения айкидо от школы к школе, от клуба к клубу. В общем же, я скажу за самарское айкидо – это вольница. Люди работают, вроде бы, в ключе заданной традиции, но всегда можно заметить индивидуальные расхождения. Видимо, дух мятежной Самары проявляется и тут…    

Для некоторых специальностей актуальна т.н. профессиональная деформация, когда человек теряет социальную гибкость, в любой жизненной ситуации ощущает себя только представителем своей профессии. Это справедливо и для некоторых спортивных секций (а, по моим наблюдениям, для восточных единоборств особенно), когда первоначальное хобби целиком поглощает подростка. Всегда и везде ведутся разговоры на специфическом сленге о приемах, ударах и бросках. Чем можно объяснить такую притягательность и способность к тотальному поглощению ученика у восточных практик?

Вероятно, их основательностью. Практики единоборств касаются самого главного, самого существенного в человеке – представлений о жизни и смерти. В этом они сродни религии и науке, которые, по большому счёту, ищут или дают ответы на те же вопросы. Религия, наука, боевые искусства одинаково сильно воздействуют на человека. Но мнение, что единоборства захватывают всего воспитанника полностью и навсегда, мне кажется не верным. Боевые практики дают такой эффект не как профессиональная деформация, (то есть после многолетних занятий), а, напротив, на самых первых годах. Это состояние погружения в боевую практику, наложенное на подростковое восприятие, когда воспитанники и так всё пытаются осознавать категорично и очень субъективно, постепенно сходит на нет. И иначе не может быть, ведь в боевых искусствах учат быть человеком и уважать мироощущение других людей. Прошедшие подготовку боевых искусств люди, не будучи профессиональными бойцами, становятся хорошими профессионалами в других областях искусств и знаний – от дизайнера и до научного сотрудника. Боевые искусства становятся для них фундаментом из хорошо зацементировавшихся морально-нравственных установок и представлений о природных механизмах. С такими людьми приятно пообщаться на любую тему, даже краем не касающуюся вопросов техники и тактики.    

С какого возраста можно заниматься в вашей секции?

С пяти лет в подготовительной группе. С семи в детском отделении. С двенадцати в юношеском. С шестнадцати в молодёжном.    

Есть какие-то медицинские (и не медицинские) противопоказания для занятий?

Медицинские противопоказания, в первую очередь – абсолютные. То есть, если человеку опасно движение – мы его не возьмём. Если противопоказания условные – тут нужно смотреть на конкретную физическую форму. Таких детей мы сперва проверяем на работоспособность, а родителей ставим в известность относительно возможных сложностей. Конкретно наш клуб активно занимается с детьми и подростками, имеющими официальные условные противопоказания к занятиями споротом и единоборствами в частности. При желании учащегося, согласии родителей и испытательном сроке, с индивидуализированной программой занятий и занятиями дома мы берёмся в том числе за довольно сложные случаи. Мы занимались с ребятами с ДЦП и имели неплохие результаты. Занимались у нас дети с астмой, гломерулонефритом, пороком сердца, тяжёлыми заболеваниями позвоночника, аллергическими заболеваниями, патологией кровообращения головного мозга. Всегда родители и врачи отмечали улучшение. Занимались с ребятами, имеющими психологические отклонения и, опять-таки, результаты были положительными. Мы в первую очередь заботимся, чтобы были тенденции к ремиссии в заболеваниях, а далее уже о технике ребёнка, его способности защититься. Из немедицинских противопоказаний могу назвать только общую неадекватность человека. Но таких пока не встречала.    

Вот перед вами родитель, который раздумывает, куда определить своего ребенка – в футбол, в фигурное катание, гимнастику или айкидо. Что вы ему скажете? Что может дать секция айкидо в противовес прочим спортивным секциям?

Айкидо многое может дать. От физического развития до духовного. Но почему же – в противовес? Мы считаем добрым делом, когда ребёнок занимается и айкидо и чем-либо иным, что его развивает и воспитывает в любви к правильному движению. Это хорошо, когда дети занимаются в нескольких секциях. Противостояния нет и не должно быть. А в ситуации гипотетического родителя я, как тренер буду смотреть на то, каков ребёнок, что ему конкретно нужно. Его возраст, его психологическое состояние, физические возможности, характер, темперамент – всё это важно для того, чтобы сделать предварительную оценку и посоветовать родителю то, что действительно поднимет ребёнка, а не отобьёт у него желание двигательной активности. Поверьте, у нас достаточный опыт, чтобы знать, в каких случаях стоит порекомендовать родителям отдать ребёнка в плавание, в каких – сперва заняться дзюдо, а потом прийти к нам, а в каких мы бы категорически отказались бы брать ребёнка. Мы действуем в интересах ребёнка, а не собственно айкидо.  

 Бывали ли у вас такие ребята, которые позанимались некоторое время и ушли – не понравилось?

Конечно. Айкидо своеобразно и не всем подходит. Ведь каждый выбирает по себе… Радует то, что есть люди, которые пришли в нашу школу в возрасте 10-11 лет и до сих пор, будучи здоровыми бородатыми дядьками и прекрасными женщинами, продолжают заниматься и обещаются привести своих детей на занятия!    

Кого больше на занятиях – мальчишек или девочек?

Мальчишек, конечно. Ведь им это важнее. Девочек единицы, но в каждой группе есть. И некоторые занимающиеся на татами юные дамы вызывают уважение и у сверстников-пацанов и у тех, кто много их старше.    

Какое время нужно заниматься айкидо, чтобы ощутить, что у тебя что-то получается?

Долго. Пожалуй, это одна из проблем айкидо с точки зрения современного человека, который хочет результат сразу и без особых затрат. Вообще, как педагог могу немного пояснить эту ситуацию. Представьте себе координатную плоскость, на которую нанесены графики обучения воспитанников разных боевых искусств. Существуют виды деятельности или знаний с плавным графиком улучшения навыков, а есть те, в которых взлёт быстрый, а потом всё сходит в однообразную прямую без подъёмов или спадов. Но обычно человек обучается методом достижения «плато успеха», некого участка графика без резких изменений. До «плато» идёт резкий подъём, само плато тянется некоторое время, а после опять переходит в резкий подъём. Выстраивается график, очень похожий на лестницу. Что это значит? Человек учится, долгое время не видя результатов своей деятельности, а потом вдруг, за незначительное время резко достигает пика возможностей, на котором останавливается до следующего такого скачка. Вот такая структура обучения характерна для айкидо. Поэтому с начала тренировок проходит много времени – до нескольких лет – прежде чем человек осознаёт, что его айкидо работает, прежде чем происходит резкий подъём и достигается «плато» следующего уровня. Как плюс этой системы можно назвать, что знания, добытые таким способом, не уходят, накапливаясь с кумулятивным эффектом.    

Знаю, что в секциях единоборств очень трепетное отношение к холодному оружию. Какова ваша идеология в обращении с ножами и прочим небезопасным железом? Это скорее изучение оружия как культурного феномена или вы учите обращаться с ним?

Нож – это, на мой взгляд, основа айкидо. Сразу оговорюсь, что не все мастера поддерживают эту точку зрения, но в нашем клубе нож поставлен во главу технического обучения. Нож – это ни в коем случае не предмет традиционного поклонения, он просто есть, он на кухне у каждой хозяйки и у каждого мужчины под рукой. В отличии от меча, который уже оторван от нашей реальности, нашего ощущения мира и войны, нож остаётся тем предметом, на котором с детства мы понимаем хрупкость нашего существования. Конечно же, я учу обращаться с ним и противостоять ему, чего не скажу про другие небезопасные железки – процент работы с ними в нашей школе весьма низок.    

В двух словах объясните чайнику, пожалуйста, в чем суть данов, кю и поясов?

Это символ пройденного класса, выражающийся в официальных документах и поясах разного цвета, как знаках различия. По сути, кю – это уровень школы – классы в обратной последовательности (от десятого кю до первого), а даны – уровень института – от первого дана до десятого. Класс или курс может быть пройдет как за год (как в обычной школе), так и за много лет – в зависимости от усвояемости знаний конкретным человеком. А решает – усвоены знания или нет – специальная экспертная комиссия, проводящая квалификационные экзамены, где нужно показать технику степени, на которую претендуешь. В нашем клубе считают, что символы – это всего лишь символы, и проходить подобные экзамены и надевать разноцветные пояса не обязательно. Важнее, что человек ощущает внутри себя, насколько он развил себя и свою технику, а внешняя оценка относительна.    

Проводятся ли какие-то соревнования по айкидо в Самаре, участвуют ли в них ваши ученики, или айкидо – не соревновательная в принципе штука?

Айкидо – это очень большой мир. В нём масса стилей. Есть среди них и те, которые признают соревнования. Но, в общем и целом, айкидо – это боевое искусство без соревнования. Причина тому – философия. Айкидо ведёт человека к пониманию любви к ближнему, заботе об окружающем мире, ответственности за всё происходящее с тобой и миром вокруг. Как вы понимаете, невозможно воспитать такие качества на основе соперничества, радости от победы (т.е. чьего-то поражения, унижения) и на причинении ненужной, беспричинной и бесцельной болезненности. Мы работаем именно в формате основного течения айкидо, поэтому в соревнованиях не участвуем. Внутри школы проходят свободные спарринги, победы и поражения в которых не выносятся на всеобщее обозрение. Ведь это вопрос совместного обучения, самосовершенствования и взаимной правки техники. Кроме того, специфика айкидо такова, что при жёстком, быстром и неожиданном выполнении техник айкидо, травмы противника более, чем вероятны, несмотря на годы подготовки. Соревновательные школы обычно существенно сокращают/видоизменяют арсенал приёмов, чтобы противники не нанесли друг другу серьёзных увечий. Так что наработанность приёмов в реальном противодействии увеличивается, но вот качество самих приёмов – падает.    

Можете привести примеры ситуаций, когда занятия в клубе помогали вашим ученикам? (с мордобоем и без него, с какой-нибудь неожиданной стороны).

Примеров того, как айкидо помогает – множество. Но мы считаем, что лучшие примеры – когда до «мордобоя» дело не дошло. Идеально – когда айкидока, с точки зрения окружающих людей, ничего, вроде, не сделал, а ситуация рассосалась, как бы, сама. Таких моментов в жизни бывает много. Второй пласт «помощи» айкидо, конечно, в собственно внутреннем росте. В результате занятий у воспитанников увеличивается усидчивость, концентрация внимания, сила воли, которые каждый, по своему выбору, направляет на те или иные виды деятельности. Кто-то увеличил свои возможности в живописи, кто-то – в школьных предметах, а кому-то стало проще брать горные вершины – каждый выбрал по себе. Третий пласт – здоровье. Тут, я думаю, доказывать неоспоримость его увеличения с занятиями айкидо не нужно. Здоровый образ жизни – норма для айкидоиста. Тут не встретишь пьющих, курящих, много смотрящих телевизор или прозябающих в депрессии. И каждый вступающий в это сообщество постепенно и сам переходит на рельсы понимания нужд собственного тела и сознания. Если же говорить о тех примерах, где столкновение всё-таки случалось и действовать приходилось, то навскидку вспомнились такие моменты… Девочка-старшеклассница занималась у нас без особой нагрузки несколько лет. Девочка сильно отличалась от ровесников и в обычной школе её недолюбливали. К концу школы нелюбовь вылилась в неприятную стычку на верхней площадке лестницы, откуда её попытались сбросить двое одноклассников. Девушка, конечно, не была очень хорошо подготовлена для боя, но уход от атаки выполнила автоматически, не успев задуматься о происходящем. Будь девушка на уровень выше, то вряд ли парни покалечились на лестнице – успела бы задержать их падение, с них этого «объяснения» хватило бы. Но эта ситуация лишний раз доказала, что зло возвращается к тем, кто его сотворил. На моего супруга, занимающегося айкидо уже в то время около восьми лет, в подворотне сзади внезапно напал грабитель. Попытался «взять на нож». Супруг интуитивно почувствовал приближение опасности, развернулся и сходу захватил запястья рук нападавшего. Хотя по габаритам они были схожи, и наличие оружие давало превосходство противнику, но сделать тот ничего не мог. У айкидоистов за годы тренировок вырабатывается профессиональный мягкий хват, способный без нанесения увечий удерживать вырывающиеся руки так, что действовать становится весьма затруднительно. Противнику пришлось отступить – боя, как такового, так и не было. Весьма одарённый ребёнок шести лет занимался у меня в группе. К его отцу приехал старый друг в гости и мужчины, как это бывает, выпили и затеяли разговор о достижениях сыновей. Папа моего ученика похвалился, что тот занимается айкидо. Как было не позвать сына и не попросить его что-нибудь показать?! Папа так и сделал. Сын оробел, видя перед собой здорового дядьку, который с улыбкой схватил его за руку. Но именно этот страх и сыграл злую шутку – мальчик сделал самый простой, но хорошо выученный приём. И дядька охнув, обрушился на колени. Увы, они были не в спортивном зале, а на обычной кухне, где всё заставлено мебелью. В результате дядя ударился лицом об стол, а упал на свалившийся табурет. Синяков оказалось достаточно, чтобы больше не затевать домашних проверок. Чему ребёнок, несомненно, был очень рад.    

Можете дать напутствие нашим читателям в духе философии айкидо?

Пусть помнят, что Мир не без добрых людей. Это всегда очень обнадёживает.    

Фотограф: Екатерина Александрова (Студия детской и семейной фотографии "Счастливые моменты)  


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему